Взаимодействие китайского фарфора и тимуридской керамики в Средней Азии XIV–XV веков
Abstract
В статье исследуется художественное и технологическое взаимодействие китайского фарфора и тимуридской керамики Средней Азии XIV–XV веков. Рассматривается влияние китайских декоративных мотивов и технологий на формирование уникального тимуридского керамического стиля, а также развитие местных ремесленных традиций в таких центрах, как Самарканд, Бухара и Ташкент. Особое внимание уделяется символике фарфоровых изделий и процессу их адаптации в среднеазиатском культурном контексте. Анализ взаимодействия культур позволяет глубже понять механизмы культурного обмена и формирования художественного наследия региона в указанный период.
Keywords
тимуридская керамика, китайский фарфор, Средняя Азия, художественное взаимодействие, культурный обмен, ремесленные традицииHow to Cite
References
Алиева С. Темуридская керамика: сложение нового стиля // Sanat. — 2000. — № 2.
Алиева С. Эстетика исламской поливной керамики Узбекистана // Grail of Science. — 2021. — 14 июня. — Режим доступа: https://doi.org/10.36074/grail-of-science.04.06.2021.086
Байпаков К., Кузнецова О. Казахстан // Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана IX–XV вв. Том I. Керамика. — Самарканд–Ташкент, 2011. — С. 64.
Вактурская Н.Н. К вопросу о культурных связях средневекового Хорезма с Китаем // Материалы Второго Совещания археологов и этнографов Средней Азии (29 октября – 4 ноября 1956 года, Сталинабад). — М.–Л., 1959.
Гюль Э. Диалог культур в искусстве Узбекистана. Античность и Средневековье. — Ташкент: PRINT-S; Mir INFORM, 2005. — 206 с.
Ильясова С.Р. Кашинная керамика Ташкента XV–XVI вв. // История и археология Турана: сб. науч. ст. — Самарканд: Ин-т археологии им. Я. Гулямова АН РУз, Каракалпакский НИИ гуманитарных наук, Каракалпакский гос. ун-т им. Бердаха, 2017. — С. 372–375.
Мирзаахмедов Д.К. Художественная поливная керамика Бухары эпохи Темуридов // Цивилизации и культуры Центральной Азии в единстве и многообразии. Материалы международной конференции (Самарканд, 7–8 сентября 2009 г.). — Самарканд–Ташкент, 2010.
Пугаченкова Г.А. Глазурованная керамика Нисы XV–XVI вв. // Труды Туркменского историко-культурного археологического исследования (ТЮТАКЭ). Т. I. — Ашхабад, 1949. — С. 403.
Пугаченкова Г.А. Самаркандская керамика XV в. // Труды САГУ. Археология Средней Азии. Гуманитарные науки. Кн. 3. Нов. сер. Вып. XI. — Ташкент, 1950.
Рани С., Шах Д., Ван М., Донг Ж. Влияние китайского синьо-белого фарфора на исламскую керамику // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Труды 5-й ежегодной международной конференции по развитию социологии и современной гуманитарной науки (SSCHD 2019). — 2019. — С. 54–58.
Рахимова З. М. К. Рахимов и возрождение керамики эпохи Темуридов // Вклад Мухитдина Рахимова в развитие прикладного искусства Узбекистана: к 120-летию со дня рождения: материалы научно-теоретической конференции. — Ташкент: Академия художеств Узбекистана, 2023. — С. 67.
Шедевры Самаркандского музея / Науч. ред. и авт. текстов А. Хакимов. — Ташкент, 2004.
Хакимов А.А. История искусств Узбекистана: древность, средневековье, современность. — Ташкент: Zilol buloq, 2022. — 528 с.
Timur and the Princely Vision: Persian Art and Culture in the Fifteenth Century / Thomas W. Lentz, Glenn D. Lowry. — Los Angeles, 1989. — С. 140.

Art and Design: Social Science